Во всех печатных изданиях, на семинарах, мастер
классах ведется много разговоров о технике фотосъемки,
освещению, искусству композиции и т.д., но почему-то
практически все авторы предпочитают молчать о самом
главном, без чего технически грамотные снимки будут
лишь скучными безжизненными фотокарточками. Я имею
ввиду то состояние эмоционального подъема, напряжения
и ожидания момента, в котором и делается один единственный
кадр - отражающий самую суть. Почему-то практически
не встречается информации о некоем внутреннем чутье
профессионального фотографа, которое позволяет предвосхищать
ситуацию и оказываться в нужном месте в нужное время.
Именно то самое «схватывание» ситуации играет решающую
роль, как для фотокорреспондента, так и для фотохудожника.
Я хочу
коснуться внутренних механизмов человека, способных
обострить восприятие и вывести его на качественно
иной уровень – уровень интуиции. Это ощущение зарождается
где-то в глубине тела и в какой-то момент оно способно
захватить фотографа целиком, и тогда возникает некое
особое состояние парения и очень яркое и четкое восприятие
ситуации, полная адекватность и четкость движений.
Каждый
из нас так или иначе сталкивался с такой вещью как
интуиция, но дать четкую классификацию этому феномену
практически невозможно, однако можно обрисовать его
суть. Интуиция это совокупность зрительных, слуховых,
тактильных, вкусовых, обонятельных ощущений и чего-то
еще, что позволяет мгновенно схватывать самую суть
происходящего и принимать, порой, одно-единственное
верное решение. Это шестое чувство зарождается в глубине
тела в районе центра живота. Если включилось его,
то мир перестает быть хаотичным нагромождением вещей,
явлений и тенденций. Мир обретает целостность. Ощущение
в центре живота позволяет двигаться более осознанно
и эффективно.
Понятие
интуиции гораздо ближе к уровню физиологии, чем мы
привыкли думать. Давайте рассмотрим - как происходит
процесс восприятия через органы зрения: - Свет, проходя
через хрусталик глаза, проецируется на сетчатке и
, распадаясь на сеть электромагнитных импульсов, передается
по зрительным нервам к сверхмощному компьютеру - головному
мозгу. Затем сигнал обрабатывается и проецируется
внутри нашего сознания как визуальный ряд. К нему
прибавляются сигналы, поступившие с других органов
восприятия – обоняния, осязания, слуха и вкусовых
рецепторов. Теперь в нашем сознании сложилась полноценная
картина мира к которой мы так привыкли…
Получается,
что мы воспринимаем некую проекцию мира внутри нашего
сознания, и между тем ученые утверждают что органы
зрения и слуха способны воспринимать ничтожно – малую
долю длин световых и звуковых волн. Т.е. наше сознание
резко ограничено нашими органами восприятия. Кроме
того, всю информацию сознание интерпретирует в соответствии
с алгоритмами некоей внутренней программы, вшитой
в нас на уровне ДНК. В соответствии с ней мы живем,
действуем, мыслим…
Однако,
есть и другое описание мира, где к работе обычных
пяти центров восприятия прибавляется еще и шестой
– центр живота, центр Воли. Мир при этом продолжает
восприниматься так же адекватно, но к обычному восприятию
мира прибавляется еще одно ощущение – ощущение взаимосвязей
пространства.
Многие
Восточные практики и боевые искусства развивают ощущение
в центре живота. Люди, практикующие подобные вещи,
достигают порой удивительных результатов. Подобные
практики появились очень давно, в те времена, когда
от личной силы Воина зависела не только его жизнь,
но и судьба целых государств и народов. Я имею в виду
древний Китай и Японию. Уже много столетий назад на
Востоке пришли к более глубокому пониманию природы
человека и процессов, происходящих внутри его тела,
и научились осознанно влиять на некоторые из них.
Из тех далеких времен к нам дошли знания о некоем
центре жизненной силы в центре живота, развивая который
Воин способен достигать потрясающих результатов.
- А какое
отношение это может иметь к фотографии?: - спросите
вы.
- Самое
прямое. Если перефразировать фразу главного героя
из фильма «Герой», то получится: - Фотография и боевые
искусства – суть одно, потому что и то, и другое позволяют
оттачивать восприятие.
Но я
не призываю вас срочно начать качать пресс, или проводить
долгие часы в медитации на нижнее киноварное поле.
На мой взгляд, будет вполне достаточно просто наблюдать
за собой. Рано или поздно вы войдете в состояние парения,
снимая динамично развивающийся сюжет или невероятной
красоты пейзаж. Вы испытаете невероятный подъем сил,
за спиной словно вырастут крылья, тело приобретет
особую текучесть, а сама картина мира станет более
яркой, живой, целостной. Вот тут-то и понаблюдайте,
где находится центр этих невероятных ощущений? Вы
с удивлением обнаружите его в глубине живота. Отследив
этот момент один раз, вы постепенно сможете возвращаться
к этому ощущению вновь и вновь, по своему желанию.
Тем самым это чувство вы переведете из сферы пассивного
внимания в сферу активного и, постепенно, со временем,
сможете активизировать этот центр, и никакая неожиданность
не застанет вас врасплох.
Николай Кузнецов |