фотоуслуги петербург
фотостудия Санкт-Петербург
профессиональный фотограф петербург
ФОТОУСЛУГИ
В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
 
Частный фотограф Анжелика Лебедева. Тел: +7 (812) 643-40-45
 
 
 О композиции
        Композиция (сочинение, составление, расположение — лат.) — объединение отдельных элементов произведения в единое художественное целое, в котором в конкретной зрительной форме наиболее ярко раскрывается содержание. Произведение строится на соподчинении с главным сюжетно-тематическим центром всех менее значительных элементов построения. Предметно-смысловым элементам композиции неизменно содействуют специальные выразительные средства: освещение, тональность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс, а также изобразительный акцент и различные контрасты.

        Композиция не должна играть самостоятельной роли. Подобно тому, как речь имеет значение передатчика мысли, композиция служит лишь средством для выражения авторской мысли. Основные правила композиции Для того чтобы организовать или скомпоновать различные элементы объекта съемки, начинающему фотографу необходимо знать основные правила художественной композиции кадра. По мере приобретения опыта эти правила станут для него чем-то вроде общих рекомендаций. Действительно, если бы все фотографы всегда строго соблюдали эти правила, то книги и журналы были бы заполнены удручающе однообразными снимками, почти не отличающимися один от другого по манере исполнения, и фотографы были бы лишены возможности создавать свой собственный, индивидуальный стиль. Можно найти немало примеров великолепных фотографий, авторы которых умышленно отступали от этих правил и тем самым достигали блестящего эффекта.

        Не следует, однако, нарушать эти правила просто так; отступление от правил оправданно лишь в том случае, когда образ или информационное содержание фотографии тем самым будет усилено или явно подчеркнуто. Первое и наиболее популярное правило композиции кадра состоит в том, что центральный объект или объекты сцены должны располагаться как можно ближе к точке пересечения второстепенных объектов. Второе правило гласит, что некоторые второстепенные объекты должны «вести» наш взгляд по направлению к центральному объекту. Кроме того, центральный объект или хотя бы его часть должны контрастировать по цвету или тону с окружающим фоном. Возможность соблюдения этих правил целиком определяется природой объекта. В некоторых случаях, как, например, при портретных съемках или съемках в помещении, фотограф имеет возможность полностью контролировать ситуацию: искать лучшее положение модели или физически перемещать различные объекты (мебель, вазы с цветами и т. д.) для достижения наилучших результатов. Однако при ландшафтных съемках он обычно практически не в состоянии изменить действительное физическое положение объектов. В отличие от художника, который, пользуясь правом на «художественный вымысел», может изобразить сцену так, как ему это хочется, а не так, как она выглядит на самом деле, фотограф вынужден смириться с тем, что он не может физически передвинуть, скажем, церковь или дерево, чтобы придать своей работе большую выразительность. Единственное, что он может сделать, — это переместить свою камеру в ту точку, из которой видимое относительное положение объектов составит удовлетворительную композицию.

        Выбор точки съемки часто является важнейшим элементом всех действий фотографа до тех пор, пока он наконец не нажмет на спуск. Прежде чем сделать выбор, он должен тщательно проанализировать выбранный объект и четко сформулировать цель съемки, поскольку даже незначительное изменение положения точки съемки может очень сильно повлиять на композиционное решение вплоть до того, что основной упор будет перенесен на совершенно другой объект. Следует попробовать все возможные точки съемки, чтобы уже с полной уверенностью выбрать ту, которая наилучшим образом отвечает целям и требованиям фотографий. Так обычно и поступают фотографы-профессионалы, так как они хорошо знают, что их собственное восприятие объекта может не совпадать с мнением заказчика. Фотографы-любители также не прогадают, если будут следовать этим рекомендациям, поскольку после проявления пленки они смогут посмотреть, как меняется картина в зависимости от положения точки съемки.

        Обрамление сцены. Иногда даже в хорошо скомпонованных фотографиях совокупность линий, форм и тонов отдельных элементов «уводит» наш взгляд от основного объекта за границы кадра. Эффективный способ избежать этого состоит во включении в кадр где-то у его границы дополнительного объекта в качестве «барьера». При этом объект, используемый для обрамления, должен быть по возможности неброским, т. е. он не должен отвлекать внимание от центрального объекта съемки. Что видит фотокамера? Между строением человеческого глаза и устройством фотоаппарата существует определенная аналогия. В обоих случаях имеется «линза», проецирующая изображение на светочувствительную поверхность: в первом случае — это поверхность сетчатки, во втором — фотопленка. Хрусталик глаза фокусирует изображение на сетчатку, а радужная оболочка регулирует входящий световой поток. Объективы всех (за исключением самых дешевых) камер тоже могут наводиться на резкость и изменять регулированием величин диафрагмы интенсивность светового потока.

        На этом, однако, аналогия кончается, и видение одной и той же сцены фотокамерой и человеком принципиально отличается одно от другого. В то время как человек обладает способностью концентрировать своё внимание только на тех фрагментах картины, которые его больше всего интересуют, игнорируя все остальное, фотокамера такой избирательной способностью не обладает. Она «видит» все, что попадает в поле зрения объектива, и центральный объект воспроизводится ею так же подробно, как и окружающий фон. По этой причине при съемке какой-то сцены фотограф может даже не заметить многих окружающих деталей, которые, однако, будут запечатлены фотокамерой с удручающей ясностью. Именно в силу этого различия в способе «видения» глаза и фотокамеры работы начинающих фотографов бывают перегружены излишними деталями фона, которые отвлекают внимание зрителя от центрального объекта и таким образом снижают эффективность композиционного решения кадра. В момент съемки фотограф, по-видимому, даже не подозревал об этом или, по меньшей мере, не оценил в должной степени возможное влияние фона на результат. Он, например, мог быть настолько увлечен поиском удачной позы для своей модели, что не заметил такой детали, как телеграфный столб (или мачты уличного освещения), расположенный непосредственно за моделью: на фотографии этот столб будет «расти» прямо из головы модели. Или же он не учел того, что цветы, которые служили фоном, на фотографии будут настолько яркими, что совершенно затмят объект съемки.

        Чтобы оценить потенциальную гармонию объекта и его окружения, ищущий фотограф должен научиться видеть их так, как их «видит» фотокамера. Только в этом случае он сможет принять меры для того, чтобы устранить или ослабить отвлекающее воздействие фона. В некоторых случаях он может физически удалить мешающий предмет из поля зрения камеры или изменить положение точки съемки так, что предмет либо будет скрыт фотографируемым объектом, либо выйдет за пределы кадра. Если невозможно полностью избавиться от помех, можно ослабить их влияние, используя достаточно большую диафрагму, так что мешающий объект будет изображен нерезко. Этот прием «избирательной фокусировки» оказывается очень эффективным для ослабления визуального влияния фонов и подчеркивания собственно объекта съемки. Дело в том, что сам объект, будучи изображен резко, четко выделяется на «размытом» фоне.

        При съемке однообъективной камерой с автоматической диафрагмой в видоискателе фон обычно выделяется не столь ярко, как на снимке. Это происходит из-за увеличения глубины резкости вследствие того, что величина диафрагмы автоматически устанавливается на то значение, при котором будет произведена съемка. Действительный эффект, который получится на пленке, можно увидеть, если во время наводки вручную установить нужную диафрагму. Для этой цели во многих однообъективных камерах имеется специальная кнопка или регулировочное кольцо. Если при данной диафрагме фон оказывается слишком отвлекающим, то диафрагму следует увеличить, не забывая при этом соответствующим образом изменить выдержку и освещенность.

Rambler's Top100